Формирование алкогольной зависимости связано с нарушением функционирования системы награды, центром которой является мезолимбическая часть дофаминовой системы. Крысы линии DAT-HET с их базовой гипердофаминергией являются перспективной моделью для исследования нейропсихических заболеваний, в основе которых лежат нарушения дофаминовой нейропередачи, в том числе алкоголизма. Целью работы была оценка влияния свободной алкоголизации на питьевое, локомоторное, исследовательское поведение, тревогу и уровень тирозингидроксилазы у крыс с нарушением функционирования дофаминовой системы (DAT-HET). Исследование проведено на половозрелых самцах крыс линии DAT-HET(n = 15) и Wistar (n = 13), которые были разделены на 4 группы: “DАT-HET ethanol” (n = 10) и “Wistar ethanol” (n = 9), которые на протяжении 112 дней эксперимента находились в режиме свободной алкоголизации. Контрольные группы “DАT-HET water” (n = 5) и “Wistar water” (n = 4) не имели доступа к раствору этанола, не участвовали в поведенческих тестах. Для оценки предпочтения и потребления алкоголя использовали тест “Двустаканная проба” и еженедельно фиксировали массу потребляемого раствора этанола в домашних клетках. Для оценки поведения использовали тесты “Открытое поле” и “Приподнятый крестообразный лабиринт”. После алкоголизации для оценки уровня тирозингидроксилазы проводилось иммуногистохимическое исследование серии фронтальных срезов мозга, содержащих область прилежащего ядра. Обнаружено, что при свободной алкоголизации крысы линии DAT-HET не формируют предпочтения этанола. На фоне малого потребления этанола изначальная гиперактивность у крыс DAT-HET нивелируется. DAT-HET модель приводит к увеличению уровня тирозингидроксилазы в прилежащем ядре. Кроме этого, режим свободной алкоголизации приводит к снижению уровня тирозингидроксилазы в прилежащем ядре при развитии патологического увеличения тирозингидроксилазы, наблюдающегося у крыс DAT-HET, но не оказывает эффекта на контрольных животных.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation